Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Добро пожаловать!

    Вы находитесь на сайте клинического психолога, когнитивно-поведенческого психотерапевта

Екатерины Владимировны Решкович

Подробнее

    Объявляется набор участников в психотерапевтическую группу для родственников душевнобольных

Подробнее

 

 

    Чтобы дойти до цели, человеку нужно только одно. Идти.

                             (Оноре де Бальзак)

 

    В 2013 году в журнале The Lancet были опубликованы результаты исследования, показавшего, что у пациентов, которым не помогло лечение антидепрессантами, когнитивно-поведенческая терапия, используемая в дополнение к терапии данными препаратами, может уменьшить симптомы депрессии и способствовать улучшению качества жизни.

    Когнитивно-поведенческая психотерапия - направление психотерапии, в основе которой лежит предпосылка, что причиной психологических расстройств (фобий, депрессии и т. п.) являются дисфункциональные убеждения и установки. Основой этого направления стали труды А. Эллиса и А. Бека , также давшие толчок развитию когнитивного подхода в психологии. Впоследствии в данную методику были интегрированы методы поведенческой терапии, что привело к её нынешнему наименованию.

     В середине XX века большую известность и распространение получили работы пионеров когнитивно-поведенческой терапии А. Бека и А. Эллиса.

Выделяют пять целей когнитивной терапии:

  1. Уменьшение и/или полное устранение симптомов расстройства.
  2. Снижение вероятности возникновения рецидива после завершения лечения.
  3. Повышение эффективности фармакотерапии.
  4. Решение психосоциальных проблем (которые могут либо быть следствием психического расстройства, либо предшествовать его появлению).
  5. Устранение причин, способствующих развитию психопатологии: изменение дезадаптивных убеждений (схем), коррекция когнитивных ошибок, изменение дисфункционального поведения.

    Для достижения указанных целей когнитивный психотерапевт помогает клиенту решить следующие задачи:

  1. Осознать влияние мыслей на эмоции и поведение.
  2. Научиться выявлять негативные автоматические мысли и наблюдать за ними.
  3. Исследовать негативные автоматические мысли и аргументы, поддерживающие и опровергающие их («за» и «против»).
  4. Заменить ошибочные когниции на более рациональные мысли;
  5. Обнаружить и изменить дезадаптивные убеждения, формирующие благоприятную почву для возникновения когнитивных ошибок.

    Из указанных задач первая, как правило, решается уже в процессе первой (диагностической) сессии. Для решения остальных четырёх задач используются специальные техники, описание наиболее популярных из них приведено далее.

Особенности Когнитивно-Поведенческой психотерапии:

  1. Естественнонаучный фундамент: наличие собственной психологической теории нормального развития и факторов возникновения психической патологии.
  2. Мишене-ориентированность и технологичность: для каждой нозологической группы существует психологическая модель, описывающая специфику нарушений; соответственно выделены «мишени психотерапии», её этапы и техники.
  3. Краткосрочность и экономичность подхода (в отличие, например, от психоанализа): от 20—30 сеансов.
  4. Наличие интегрирующего потенциала, заложенного в теоретических схемах когнитивно-поведенческого подхода (и экзистенциально-гуманистическая направленность, и объектные отношения, и поведенческий тренинг и проч.).

Основные теоретические положения

  1. Способ структурирования индивидом ситуаций определяет его поведение и чувства. Таким образом, в центре стоит интерпретация субъектом внешних событий, которая реализуется по следующей схеме: внешние события (стимулы) → когнитивная система → интерпретация (мысли) → аффект (или поведение). Если интерпретации и внешние события сильно расходятся, это ведёт к психической патологии.
  2. Аффективной патологией является сильное преувеличение нормальной эмоции, возникающее вследствие неправильной интерпретации под действием многих факторов. Центральный фактор — «частные владения» (личное пространство) — personal domain, в центре которого лежит Эго: эмоциональные нарушения зависят от того, воспринимает человек события как обогащающие, как истощающие, как угрожающие или как посягающие на его владения. Примеры:
  • Печаль возникает в результате утраты чего-либо ценного, то есть лишения частного владения.
  • Эйфория— ощущение или ожидание приобретения.
  • Тревога — угроза физиологическому или психологическому благополучию.
  • Гнев является следствием ощущения прямого нападения (намеренного или непреднамеренного) либо нарушения законов, моральных норм или стандартов данного индивида.
  • Нормальная деятельность когнитивной организации тормозится под влиянием стресса. Возникают экстремистские суждения, проблемное мышление, нарушается концентрация внимания и прочее.
  • Психопатологические синдромы (депрессия, тревожные расстройства и проч.) состоят из гиперактивных схем с уникальным содержанием, характеризующих тот или иной синдром. Примеры: депрессия — утрата, тревожное расстройство — угроза или опасность и т. п.
  • Напряжённое взаимодействие с другими людьми порождает замкнутый круг неадаптивных когниций. Страдающая депрессией жена, неверно трактуя фрустрацию мужа («Мне всё равно, она мне не нужна…» вместо реальной «Я ничем не могу ей помочь»), приписывает ей негативный смысл, продолжает негативно думать о себе и своих отношениях с мужем, отстраняется, и, как следствие, её неадаптивные когниции ещё более усиливаются.

    Клиент и терапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им предстоит работать. Именно решение проблем (!), а не изменение личностных характеристик или недостатков пациента является целью терапии. Терапевт должен быть очень эмпатичным, естественным и конгруэнтным (принципы, взятые из гуманистической психотерапии); не должно быть директивности. Принципы:

  • Психотерапевт и клиент сотрудничают при экспериментальной проверке ошибочного дезадаптивного мышления.
  • Психотерапевт ведёт с клиентом так называемый "сократический диалог", то есть задаёт серию вопросов, имеющих следующие цели:
  1. Прояснить или определить проблемы.
  2. Помочь в идентификации мыслей, образов, ощущений.
  3. Исследовать смысл событий для пациента.
  4. Оценить последствия сохранения неадаптивных мыслей и видов поведения.
  • Направленное познание: терапевт-гид поощряет пациентов обращаться к фактам, оценивать вероятность, собирать информацию и подвергать всё это проверке.

    Когнитивная терапия — это структурированное обучение, эксперимент, тренировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациенту овладеть следующими операциями:

  • Обнаруживать свои негативные автоматические мысли.
  • Находить связь между знаниями, аффектами и поведением.
  • Находить факты «за» и «против» автоматических мыслей.
  • Подыскивать более реалистичные интерпретации для них.
  • Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта.

    Эффективность когнитивной терапии подтверждена сотнями исследований. В состоянии пациентов, которых лечат этим терапевтическим методом, происходят гораздо более заметные улучшения, чем у тех, кто получает плацебо  или не лечится вообще. Примерно у 50—60 % наблюдается полное исчезновение симптомов. Ввиду этого всё больше терапевтов начинают следовать когнитивному подходу

    Исследования показывают равную эффективность когнитивной психотерапии в сравнении с фармакотерапией

    Когнитивно-поведенческая терапия способна обеспечивать профилактику рецидивов вне острого периода в качестве поддерживающей терапии. При применении когнитивной терапии у больных депрессией менее вероятны рецидивы расстройства, чем при применении антидепрессантов, и обнаруживается устойчивость к  истощению триптофана, предшественника серотонина